Издание «Гардиан» (The Guardian) составило список лучших фильмов, снятых бывшими советскими республиками. Среди них есть и «Майдан» Сергея Лозницы, и претендент на премию «Оскар» фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева, пишет сайт toplost.ru.
Левиафан, Россия, 2014
В этом году фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева получил в Каннах приз за Лучший сценарий, хотя запросто мог бы рассчитывать на большее. Впрочем, нигде, ни в каких Каннах Звягинцева не смогут оценить так, как в России, или даже у нас. В пользу мэрии и продажного ненасытного мэра (Роман Мадянов) у главного героя (Алексей Серебряков) хотят отнять дом, землю и бизнес. Ему пытается помочь друг-адвокат из Москвы (Владимир Вдовиченков). Утихомирить героя и уговорить его сдаться пытается местный священник. «Власть надо уважать» — знакомо звучит, не правда ли? Трагичным финалом фильм окончательно стирает грань между кино и реальностью – реальностью, которая неведома каннской публике, и до боли знакома нам.
Майдан, Украина, 2014
Документальный фильм урожденного белоруса Сергея Лозницы. Обострение революционной борьбы в декабре прошлого года слегка вмешалось в планы режиссера, который в это время был занят подготовкой съемок фильма о трагедии Бабьего Яра. Не растерявшись, Лозница взял камеру и звукорежиссера, и поехал снимать «Майдан». Точнее, его «романтический период», когда все ждали штурма, а его все не было. Сергея Лозницу восхитило все – и гимн многотысячной толпой, и готовность обычных офисных жуков ночевать на морозе под открытым небом, и классическая музыка со сцены Майдана, и ощущение государства в государстве. Документальный фильм о людях, которых Сергей Лозница увидел на Майдане, показали в рамках программы Специальные показы. В Каннах Лозницу принимают тепло – его военная драма «В тумане» (2012) получила здесь приз ФИПРЕССИ.
Опасные действия с участием нестабильных элементов в Беларуси/Dangerous Acts Starring the Unstable Elements of Belarus, Беларусь, 2013
И хотя этот документальный фильм сняла американка Мадлен Саклер, все равно же он про белорусский тоталитарный режим Лукашенко. На примере местного подпольного Свободного театра режиссер рассказывает зрителю о непростом положении дел в стране, где правит цензура и нет места оппозиционным взглядам.
Уроки гармонии/ Harmony Lessons, Казахстан, 2013
Несмотря на дурацкие шуточки про Казахстан в «Борате», у страны весьма сильный кинопотенциал по сравнению с другими экс-участниками союза. Фильм получил пару достойных призов на прошлогоднем Берлинале. Режиссер Эмир Байгазин сам написал сценарий и смонтировал свою первую полнометражную работу. Сделанная с педантичной аккуратностью, это историю об одиноком 13-летнем мальчике, которого не приемлют и всяческим над ним издеваются одноклассники. Из-за расстройства личности парень стремится к совершенству и все вокруг себя контролировать. Такие психические нарушения мешают ему ужиться с обществом и самим собой.
Длинные светлые дни/ Grzeli nateli dgeebi, Грузия, 2013
Грузия всегда была благодатной почвой для киноматографических талантов. Достаточно вспомнить Сергея Параджанова и Отара Иоселиани. Но сквозь имена мастодонтов уже продирается новое поколение с не меньшими способностями. Так, например, режиссер Нана Эквтимишвили сняла картину про двух 14-летних подружек Натию и Эку, живущих в Грузии в первый год ее независимости. У каждой из них семейные сложности, но и в школе девочкам нет покоя. К тому же одну из них крадет настырный, но нелюбимый ухажер.
Похититель света/ Svet-Ake, Кыргызстан, 2010
Фильм Актана Арым Кубата про добродушного деревенского электрика, которого односельчане называют Похитителем света. Кроме починки электропроводки мужчина многим помогает в семейных и житейских вопросах. Чтобы не нарушать спокойную жизнь городка, он даже решается украсть немного электричества у местной ветровой электростанции.
Заложник/ Kilnieks, Латвия, 2006
У проникновенного латвийского режиссера Лайла Пакалныня свой фирменный почерк, поэтому ее естественный сюрреализм, причудливые, юмористичные и стильные документалки, короткометражки и художественные фильмы нельзя ни с чем спутать. Заложник вполне доступен обычному зрителю, но от этого не менее особенный. Это история о самолетном захватчике, который приземляется в Риге, берет в заложники молодого парня и требует $30 млн., диск с информацией о Латвии и местный шоколад. Таким странным способом Лайла пишет признание в любви своей родине.
Перед возвращением на землю/ Pries parskrendant i zeme, Литва, 2005
Первый полнометражный документальный фильм литовского режиссера Арунаса Мателиса. Этот проект рассказывает об отделении для деток больных лейкемией в детской больнице Вильнюса. После того, как его собственный ребенок заболел этим недугом, вдохновленный силой духа и добротой местных маленьких пациентов и обслуживающего персонала, Мателис решил снять о них фильм.
Бунт свиней/Sigade revolutsioon, Эстония, 2004
Фильм Яака Килми и Рене Рейнумяги о социалистическом детском лагере. Действия происходят в 1986 г. во время слета дружин старшеклассников со всей страны, где отряды соревнуются за возможность поехать в Сочи. Борьба и безудержное веселье перерастают в местный бунт. Несколько китчеватый и пародийный фильм был бы хорош, если вышел бы в середине 90-х.
Коктебель, Россия, 2003
Фильм Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, такой себе роуд-муви о путешествии отца и сына из Москвы в Коктебель. Получил награду на кинофестивале в Карловых Варах и на ММКФ. Для обоих режиссеров эта совместная работа стала первым полнометражным фильмом.
Эти данные от исследователей не самые новые. Смотрите по теме [ссылка]. Нет! Все правильно, но не полно ))