Все ожидания по поводу вручения американской телепремии «Эмми» в нынешнем сезоне были обмануты. Мало кто предполагал, что академики проигнорируют всемирный успех «Игры престолов» и отдадут главные статуэтки сериалу «Во все тяжкие», который уже получил девять наград начиная с 2008 года. Брайан Крэнстон получил «Эмми» в четвертый раз, его партнер Аарон Пол — в третий, а Анна Ганн отмечена дважды. И во второй раз подряд телероман про хитроумного химика-наркоторговца выиграл главный приз — как лучший драматический сериал, попутно завоевав приз за сценарий (эпизод: Ozymandias).
Все эти награды не были бы столь значимы, если бы не конкуренция с главным хитом последних лет, на который молились фанаты, а букмекеры ставили чуть не 10:1. Случилось страшное: у «Игры престолов» и в этом году теленаграды нет. Правда, если кто помнит, в 2011-м «Игра» таки взяла статуэтку, но в смешной номинации «Лучшие вступительные титры», да Питер Динклэйдж стал тогда же лучшим актером второго плана (похоже, критиков сбила с толку неожиданная роль харизматичного карлика Тириона Ланнистера). Но прошло целых три года, сага о Вестеросе прочно закрепилась в топе зрительского внимания, и вот — неудача за неудачей. Надо признаться, мало кто ожидал, что «Игру престолов» прокатят по всем пунктам. Дело не только в его художественных достоинствах — здесь вопрос личных пристрастий номинаторов. В первую очередь это предмет раскрутки кабельного канала НВО. Стоит учесть, что телевизионная битва бюджетов куда масштабнее амбиций художников. Очевидно, что кабельная сеть корпорации Time Warner по охвату в разы превосходит сравнительно небольшую компанию AMC, известную проектом «Во все тяжкие», да, может быть, «Ходячими мертвецами». Список хитовой продукции НВО и длиннее на порядок, и куда солиднее: в обойме есть и «Клан Сопрано», и «Прослушка», и «Настоящий детектив» с «Подпольной империей», не говоря о каком-нибудь бесконечном «Сексе в большом городе».
Тем не менее сериал про таинственного химика Хайзенберга, исполнивший роль которого малоизвестный актер Брайан Крэнстон стал международной звездой, можно смело характеризовать как высшее на сегодняшний день достижение в американской телеиндустрии со времен легендарного «Твин Пикс». Трудно припомнить, когда абсолютное зло получало на экране столь качественное воплощение. Но если в линчевской эпопее дьявол был лишь мистически силен, «Во все тяжкие» придали ему черты демонического обаяния, благодаря мощному интеллекту и железной воле придуманного персонажа со странным псевдонимом Хайзенберг. Сам великий и ужасный Джорж Мартин сокрушался, что в «Игре престолов» ему не удалось создать настолько полярный характер, и завидовал славе отрицательного героя, которого воплотил на экране Брайан Крэнстон.
Первоначально «Во все тяжкие» казался очередным лихо закрученным триллером о наркоторговцах, которых обманул неизлечимо больной учитель химии, но к финалу «положительный злодей» Уолтер Уайт превратил своего героя из заурядного преступника чуть ли не в страдающего ангела тьмы, злодея и жертву в одном лице, смешав карты даже самым строгим ценителям детективов. К тому же стоит отметить, что «Во все тяжкие» создавался как оригинальное произведение, а не экранизация чего-то величественного а-ля Дж. Мартин, и в первую очередь обязан своим успехом шести потрясающим сценаристам во главе с Винсом Гиллиганом. Талант этих людей позволил не снижать уровня интереса во всех 62 сериях пяти сезонов, нагнетая интригу буквально до последнего кадра. Это редкое качество для любого годами идущего телепроекта, и по этому показателю с триумфатором, пожалуй, мало кто в состоянии сравниться в истории кино. Было бы обидно, если бы «Эмми» не досталась сценаристам такого уровня. В целом можно констатировать, что «Во все тяжкие» ознаменовал закрытие проекта впечатляющей и вполне заслуженной победой как один из лучших сериалов в истории американского телевидения.
Что касается остальных победителей нынешней церемонии, лучшим комедийным сериалом прошедшего сезона была названа «Американская семейка», получившая главную награду пятый раз подряд вопреки чаяниям фанатов «Теории большого взрыва». Хотя главный герой последнего Джим Парсонс в четвертый раз завоевал звание лучшего комедийного актера за свою роль в этом популярном ситкоме. Шестую в карьере статуэтку поставила на полку Эллисон Дженни как лучшая комедийная актриса второго плана за роль в сериале «Мамочка». Тай Баррелл, получив награду в качестве лучшего актера второго плана в «Семейке», стал двукратным обладателем «Эмми», а Гейл Манкусо отмечен в качестве лучшего режиссера комедийного сериала за этот проект. Кстати, сценаристом-победителем назван Луи Си Кей за работу над своим забавным «Луи».
Из ожидаемых наград: Стивен Моффат завоевал статуэтку в категории «Лучший сценарий мини-сериала, фильма или драматической программы» к серии «Шерлок: Его последняя клятва», за которую Бенедикт Камбербэтч получил награду как лучший актер мини-сериала. И, конечно, нельзя забыть лучшую актрису драматического сериала, ею стала Джулианна Маргулис за роль «правильной жены» в одноименном сериале.
Напоследок стоит сказать о победителе в номинации «Лучший мини-сериал». У 10-серийного «Фарго» по сценарию братьев Коэнов теперь есть престижная статуэтка, что, безусловно, подтверждает его качество. Но получена она в конкуренции с гвоздем прошлого сезона «Настоящим детективом» с Мэтью Макконахи и Вуди Харрельсоном, которым в результате не досталось ничего. Правда Кэри Фукунага выиграл статуэтку в номинации «Лучшая режиссура драматического сериала», однако самых престижных номинаций «Детектив» так и не дождался. Похоже, это главная неожиданность и несправедливость прошедшей церемонии.
Игорь Игрицкий, «Лента.ру»
еЦ