Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

Зрители любят биографические сериалы или, как их сейчас называют, байопики. Увы, чаще всего создатели таких картин не придерживаются исторической правды, оправдывая это тем, что художественное произведение имеет право на вымысел. Правда, при этом совершенно непонятно, зачем тогда вообще брать за основу сюжета биографию известного человека, ведь если уж что-то придумывать, так уж от начала до конца – от личности героя фильма до мельчайших деталей его жизни. Но тогда картина не будет пользоваться такой популярностью – зрителям интересна жизнь реального, а не вымышленного персонажа.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Михайло Ломоносов» – 1986 год

Виктор Степанов в фильме «Михайло Ломоносов» Первым советским биографическим сериалом стал многосерийный фильм Александра Прошкина-старшего «Михайло Ломоносов». Своей популярностью фильм в значительной степени обязан исполнителю главной роли – актеру Виктору Степанову. Впрочем, со своей стороны «Михайло Ломоносов» в одночасье прославил малоизвестного до этого актера ленинградского Театра имени Ленинского комсомола (ныне – «Балтийский дом»).

У Виктора Федоровича был секрет, благодаря которому он умел перевоплощаться в исторических персонажей (он сыграл также Федора Шаляпина, Петра I, Ермака, Малюту Скуратова) практически без грима. По словам актера, он настраивался на волну души человека, образ которого ему предстояло воплотить на экране, и, если у него по спине начинали бегать мурашки, понимал: разрешение дано. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что к концу жизни Степанов страдал от тех же болезней, что и его герои – в частности, у него были такие же проблемы с ногами, как и у Петра I, образ которого он воплотил в жизнь в фильме Виталия Мельникова «Царевич Алексей».

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Роксолана» – 1997 год

Ольга Сумская в «Роксолане» Первый и на сегодняшний день едва ли не единственный украинский биографический сериал Бориса Небиеридзе «Роксолана», посвященный национальной героине Украины и сделавший знаменитым актрису Ольгу Сумскую, состоит из двух частей – «Настуня» и «Любимая жена Халифа». Факты, показанные в фильме, достоверны ровно настолько, насколько можно считать таковыми свидетельства о событиях, происходивших более чем четыре века тому назад – о жизни героини до турецкого плена неизвестно вообще ничего, источники же, рассказывающие о ее пребывании в школе невольниц Сафара и дворце падишаха, где Настя Лисовская превратилась в Хюррем, а наложница – в жену османского султана Сулеймана Великолепного, крайне противоречивы.

После выхода на экраны сериал «Роксолана» не критиковал только ленивый. Костюмы из дешевых материалов и декорации, не имеющие ничего общего с роскошными султанскими покоями, действительно бросались в глаза. Но не стоит забывать, что фильм снимался во второй половине 90-х годов, когда ни кино как такового, ни средств на кинопроизводство на всем постсоветском пространстве не было вообще, так что подобного рода претензии, мягко говоря, необоснованны. К тому же фильм о национальной героине имел огромное влияние на развитие самосознания украинцев. Что же касается исторической достоверности, то в популярном ныне турецком сериале «Роксолана. Великолепный век» ее гораздо меньше, не зря критики картины заявляют, что она искажает факты и показывают историю Турции в негативном виде.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Казанова» – 2005 год

Дэвид Теннант в «Казанове» Неудивительно, что фильм режиссера Шери Фольксона о жизни самого знаменитого в мире соблазнителя, имя которого давно стало нарицательным, критики единодушно считают лучшей экранизацией на эту тему, ведь в основе его сценария – мемуары самого Джакомо Казановы «История моей жизни».

Главным достоинством картины, на взгляд специалистов, является то, что ее герой (в молодые годы его играет Дэвид Теннант, а в старости – Питер О'Тул), вопреки распространенному мнению о нем, в «Казанове» предстает не гулякой и повесой, а глубоким и очень одиноким человеком, который всю жизнь ждал встречи с главной и единственной своей любовью, но так ее и не нашел. Особо отметили критики и качество сериальной «картинки» – его создатели не экономили, подобно другим съемочным группам исторических картин, ни на декорациях, ни на костюмах, поэтому все, что зрители видят на экране, радует глаз.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Звезда эпохи» – 2005 год

Марина Александрова в сериале «Звезда эпохи» Сериал «Звезда эпохи» посвящен актрисе Валентине Серовой, которую зрители старшего поколения помнят по фильмам «Девушка с характером, «Сердца четырех» и «Жди меня». Правда, в фильме Серова превратилась в Седову (сыграла ее Марина Александрова), изменили и фамилии ее любимых мужчин: первый муж актрисы, летчик Александр Серов тоже стал Седовым (Сергей Жигунов), писатель Константин Симонов – Константином Семеновым (Александр Домогаров), а маршал Рокоссовский – маршалом Родоновским.

Также вольно авторы фильма обошлись и с фактами из биографии знаменитой актрисы, дав волю своей фантазии. На все замечания в свой адрес они отвечали, что в основе сценария лежит повесть «Любовь к тебе как бедствие», а стало быть, как любое художественное произведение, исторических фактов может не придерживаться.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Вольф Мессинг: видевший сквозь время» – 2009 год

«Вольф Мессинг: видевший сквозь время» Фильм «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» снят режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским, постановщиками таких картин, как «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», что уже само по себе о многом говорит – сериал снят не только ярко и зрелищно, но и на высоком профессиональном уровне.

Что касается фактов, положенных в основу сценария (его автор – знаменитый кинодраматург Эдуард Володарский), то они более чем спорны. Дело в том, что о реальной жизни Мессинга известно очень мало, а показанные в фильме истории, такие как встреча знаменитого гипнотизера с Гитлером, Фрейдом и Эйнштейном, общение со Сталиным, Берией и Хрущевым, предсказание им дат начала и окончания Второй мировой войны – не более чем вымысел, у которого, кстати, есть конкретный автор – Михаил Васильевич Хвастунов (коллеги и сотрудники называли его Михвас), заведовавший в 60-х годах отделом науки в газете «Комсомольская правда». Тогда же он написал книгу под названием «Вольф Мессинг. Я – телепат», увидевшую свет уже после жизни Михваса, в конце 90-х годов. Ее жанр определен как фантастика, отдельно оговорено, что за достоверность фактов автор никакой ответственности не несет. Зато, по словам тех, кто лично знал Вольфа Мессинга, сыгравший главную роль в картине актер – и по совместительству ректор театрального училища имени Щукина – Евгений Князев на сто процентов вжился в образ главного героя – от реального Вольфа Григорьевича его практически невозможно отличить.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Клан Кеннеди» – 2011 год

«Клан Кеннеди» Мини-сериал режиссера и продюсера Джона Кассара, как и следует из его названия, повествует о жизни самой популярной в истории США семье – клана Кеннеди. Если судить по комментариям в интернете, то картина вызывала такой же общественный резонанс, как пятьдесят лет назад убийство президента Джона Кеннеди, а затем и его брата, сенатора Роберта. Против него выступили как родственники – дочь Джона Каролина, и его племянница (по совместительству бывшая жена Арнольда Шварценеггера, тележурналистка) Мария Шрайвер, так и многочисленные кинокритики и некоторая часть зрителей.

Больше всего всех их возмутила… мягкотелость сериального президента Кеннеди, который представлен в картине этаким бесхарактерным «голубем», хотя американцам гораздо приятнее представлять своих государственных мужей «ястребами». Тех, кто не принял сериал, раздражало в нем все: и то, что Джон постоянно – по-гамлетовски! – сомневается в правильности своих решений, и то, что он ходит в специальном корсете (результат военного ранения), а от постоянно мучающих его болей спасается по помощи болеутоляющих лекарств (недостойно настоящего мужчины!) и слушается директора ФБР Гувера, как школьник строгого учителя. Однако несмотря на все выпады профессиональных и доморощенных критиков, сериал с увлечением смотрела вся Америка, и он даже получил несколько престижных телевизионных наград.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Фурцева. Легенда о Екатерине» – 2011 год

«Фурцева. Легенда о Екатерине» Перед создателями сериала о легендарном министре культуры 60-х годов Екатерине Фурцевой стояла трудная задача: Екатерина Алексеевна – фигура неоднозначная, кто-то уверен, что на своем посту, прикрывая многих деятелей культуры, она совершила настоящий подвиг, восхищаются ею, кто-то считает, что Фурцева всячески мешала культуре того времени развиваться и ругает ее последними словами. Рассказывая о работе и личной жизни Екатерины Алексеевны, авторы фильма балансировали на тонкой грани и умудрились не скатиться ни в сторону хулы, ни в сторону хвалы своей героини.

А вот на чем они споткнулись, так это на актрисах, сыгравших главную роль: в молодую Фурцеву перевоплотилась Татьяна Арнтгольц, в министра культуры в зрелые годы – Ирина Розанова. При явном внешнем сходстве, во всем остальном – манере говорить и двигаться, темпераменте – они абсолютно разные. В результате у зрителей, которые смотрят сериал от начала до конца, появляется стойкое ощущение: этот фильм о двух, абсолютно разных женщинах.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Жуков» – 2012 год

Александр Балуев в фильме «Жуков» Широко разрекламированный фильм «Жуков» мало кому пришелся по душе. Одним не понравилось то, что военные подвиги знаменитого полководца в сериале отошли на второй план, уступив место адюльтерным историям – согласно сценарию, Жуков был еще тем ходоком. Вторые не согласны с тем, что главную роль в фильме сыграл Александр Балуев, который, конечно, актер хороший и многими любимый, но на легендарного маршала Победы совсем не похож.

Дочь Жукова, Эра Георгиевна, до сих пор недоумевает, почему авторы фильма, работая над сценарием, не встретились с ней – это помогло бы им избежать досадных ошибок. Так, Эра Жукова возмущена тем, что ее маму, Александру Диевну, в фильме представили как не умеющую держать себя в руках истеричку, которая скандалит по любому поводу – бьет посуду, орет на прислугу и раздает оплеухи дочерям. «В отличие от своего экранного образа, – говорит Эра Георгиевна, – мама была очень спокойным, сдержанным и скромным человеком. Ей бы и в голову не пришло выяснять отношения с кем-то из папиных женщин и следить за ним, как это показано в фильме. Все, кто знал маршала Жукова, не приняли эту картину. Больше всего обидела даже не однобокость, с которой выведена на экране фигура маршала, сколько то, что новое поколение будет судить о фигуре отца именно по этой картине».

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Людмила» – 2013 год

«Людмила» Как и «Жукова», сериал «Людмила», повествующий о судьбе певицы Людмилы Зыкиной, зрители, критики и те, кто лично знал Людмилу Георгиевну, разнесли буквально в пух и прах: по их словам, слишком уж велик крен в сторону романов и бриллиантовых историй певицы, к тому же изложенные в нем события не имеют ничего общего с реальностью.

Впрочем, бриллианты и мужчины в жизни Зыкиной действительно были. Знаменитая певица выходила замуж четыре раза, но, по ее собственному признанию, счастлива была только с чужим мужем – он занимал высокий пост, а потому не мог уйти из семьи и жениться на Людмиле Георгиевне. По воспоминаниям подруги Зыкиной, поэтессы Карины Диодоровой-Филипповой, певица как-то рассказала ей об этом романе: «Летом он осыпал меня черешней с ног до головы. А зимой, когда я лежала в Кремлевской больнице, он вдруг позвонил и сказал: «Еду к тебе!» Я накинула на халат шубку, бегу, а он – навстречу. Обнял меня, швырнул в сугроб и начал целовать, да так, что я до сих пор удивляюсь, как снег вкруг нас не растаял». Неизвестного возлюбленного Зыкиной в фильме сыграл Евгений Сидихин.

Байопики: 10 самых интересных биографических сериалов

«Флеминг: человек, который хотел стать Бондом» – 2014 год

«Флеминг: человек, который хотел стать Бондом» Жизнь «папы» агента 007 Джеймса Бонда Яна Флеминга мало в чем уступает приключениям его знаменитого героя. Правда, зрители сериала «Флеминг» могут судить о ней только по небольшому временному отрезку – молодым годам главного героя: биографы Флеминга – а вместе с ними и создатели картины – считают этот период жизни будущего писателя самым интересным.

Согласно сюжету, накануне Второй мировой войны молодой Флеминг пытается играть на бирже, коллекционирует букинистические раритеты, ссорится с матерью и братом и увлекается прекрасным полом, причем, как и его знаменитый герой, чаще всего – на одну ночь. Но поскольку у него нет цели, он терпит поражение по всем фронтам – как профессиональном, так и личном. И тут в жизнь Флеминга вмешивается счастливый случай – знающего несколько иностранных языков молодого человека берут на работу в разведку. С этого момента у будущего писателя начинается если и не белая, то очень интересная и насыщенная событиями полоса. Правда, оказывается, что Флеминг – полная противоположность Бонду: убивать он так и не научился, в карты играл плохо, а придумываемые им технические нововведения начальство отвергает как малоперспективные. И то, что все это мало соответствует истине (никто не стал бы держать в британской разведке такого недотепу!), авторов фильма волнует мало.

Автор: Мила Королева

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.