Лидеры проката прошлых лет и редкие картины, многие из которых пришлось восстанавливать. Недалеко от Москвы проходит фестиваль архивного кино «Белые столбы». На экранах и премьеры – работы, которые долго считались утерянными, и лишь недавно найденные на полках архивов.
Кино — будет. Но что войдет в программу этого фестиваля, в конечном счете, зависит от Надежды Щетининой. Когда все пленки с фильмами-конкурсантами буквально засмотрены до дыр, без помощи реставратора не обойтись.
На фестивале архивного кино «Белые столбы» ни красной дорожки, ни узнаваемых киногероев, ни ожидаемых премьер. Но в афише все равно киношедевры и лидеры проката прошлых лет. «Воцарение дома Романовых» — до и после инаугурации. «Катастрофа в Оахаке» — у снятой еще 70 лет назад Эйзенштейном в Мексике документальной короткометражки премьера только сегодня.
Атмосфера фестиваля архивного кино не только в зрительном зале, хотя там на экране настоящие раритеты, например, ставший таковым относительно недавно мультфильм «Кошкин дом», но и в киноаппаратной. Здесь, конечно, есть современная цифровая техника, но большая часть показов идет через пленочный кинопроектор с характерным механическим стуком.
10-минутный «Гопак» Михаила Цехановского в 1931 году назвали экспериментальным фильмом. Тогда еще никто не знал, можно ли вообще в кино смешивать звук и изображение.
Сюжет по сути первого советского клипа — украинский танец в исполнении артистов Мариинского театра — и сегодня вполне современен.
«Современный зритель равнодушно посмотрит на это и скажет: «Это обыкновенный видеоклип». Но тогда не было видеоклипов! В человеческом сознании этого не было! Он был первым, кто это придумал и сделал», — говорит киновед Николай Изволов.
Экспедиционную картину «Афганистан» Владимира Ерофеева — это первая в мире съемка тогда еще королевства — в самом Афганистане так и не увидели. В нашей стране лента почти сразу пропала. Николай Изволов отыскал ее в прошлом году в чешском киноархиве. Снятым в период Большой игры, борьбы за влияние в Афганистане, фильмом засматривались не только рядовые зрители.
«Экспедиция, которая туда попала, исполняла не только этнографические функции, но, очевидно, и разведывательные. Потому что любая информация визуальная о том месте, где предстоит вести какие-то действия, полезная», — рассказывает киновед Николай Изволов.
Такая подборка картин как краткий курс истории кинематографии. Современные киноопыты, лишь со временем попав в архив, смогут, возможно, получить статус по-настоящему новаторских и концептуальных.
«Через 100 лет новые архивисты придут и будут разыскивать какие-то экспериментальные работы, которые сейчас делает какой-нибудь человек на компьютере и складывает куда-то на диски и флешки, а потом будут находить их и ценить по-новому», — считает историк кино Наталья Яковлева.
Пока же, учитывая размеры синематеки Госфильмофонда и сопоставимых хранилищ из других стран, недостатка в материале у фестивалей архивного кино точно не будет. На стеллажах наверняка еще хранится немало кинонаходок, которые еще только предстоит увидеть.
Отправить ответ