Самые популярные штампы голливудского кинематографа

Самые популярные штампы голливудского кинематографа

Добрые собаки и злые змеи, правильные парни из среднего класса и стереотипные голливудские учёные, которые не делают никаких открытий. Пользователь ЖЖ steblya_kam рассказывает о штампах коммерческого Голливуда и религиозно-историческом происхождении стандартных образов.

Интересный факт: Рекорды по количеству производимых фильмов в год бьёт не американский Голливуд, а индийский Болливуд.

Классический голливудский «хороший парень»:

Общеизвестно, что голливудские киносюжеты складываются из штампов. Над этими штампами сто раз смеялись, в том числе в самом Голливуде. Но откуда они берутся? Много лет подряд мне приходилось читать лекции по английской литературе XVII в. В которой, естественно, огромную роль играло пуританство. И вдруг меня осенило, что за так называемыми голливудскими штампами стоит целое мировоззрение, и это мировоззрение — теология пуританства. Правильно, кто заселял Северную Америку? Пуритане. А что читали дети пуритан? «Путь паломника» Джона Беньяна. Который хоть и был британцем, но написал модель, в свёрнутом виде содержащую в себе все голливудские сюжеты. Году этак в 1675-м. Но дело даже не в «Пути паломника», а в мировоззрении, которое за всем этим стоит.

Самые популярные штампы голливудского кинематографа

Disclaimer: речь везде идёт именно о феномене коммерческого голливудского кино, а не об американском кинематографе вообще, который бывает и независимым.

1. Протагонист. Протагонист определяется как «тот-у-кого-всё-будет-хорошо». Бывает в двух основных разновидностях: а) Просто Хороший Парень; б) Избранный. Задача Просто Хорошего Парня — спасти себя; Избранный обычно бывает ни больше не меньше как Спасителем Мира.

Просто Хороший Парень на удивление одинаков во всех жанрах, только в комедиях он таращит глаза, падает со стула и изрекает непристойные глупости. Он обычно примерный семьянин и глубоко любит детей, даже если не очень понимает, как эту любовь проявлять (например, дарит девочкам стрелялки или забывает забрать дитя из школы). Если у него нет жены и детей, то по крайней мере есть белокурая невеста. Как правило, его личная жизнь содержаит отдельные недостатки, которые будут исправлены в финале (налаживание личной жизни Протагониста вообще составляет обязательный параллельный сюжет в случае с Просто Хорошим Парнем и желательный — в случае с Избранным).

Кроме того, Просто Хороший Парень принадлежит к среднему классу и любит животных (но только правильных животных — о животных в голливудском кино я ещё напишу). Чаще всего у него тёмная цивильная стрижка и гладко выбритое лицо даже после скитаний по джунглям. Длинные волосы допускаются только в жанре исторического кино, но зато уж там их приделывают всем независимо от страны и эпохи (избежали этого, кажется, только римляне, но про иконическую римскую стрижку уже довольно писано Роланом Бартом).

Избранный (обычно Спаситель Мира), в отличие от Просто Хорошего Парня, может себе позволить шершавость. В архаическую эру Голливуда ему полагалось быть загорелым, белозубым и затянутым в экзотическое трико. Но эти времена уже прошли и сто раз высмеяны. В настоящее время для Спасителя Мира желательно быть небритым, раздражительным и/или с душевной травмой в прошлом. (Интересно, что из старых Спасителей Мира до наших дней дожили только те, кто прячется под маской — Зорро, Бэтмен, Человек-Паук, но и их образы переосмысляются).

Читать далее в блоге автора

Штампованные «правильные» и «неправильные» животные:

Как уже писалось в предыдущем посте, Хорошие Парни должны любить животных, но только Правильных Животных. Потому что в мире голливудского кино животные делятся на Правильных и Неправильных.

Самые популярные штампы голливудского кинематографа

Правильные — в основном пушистые млекопитающие (эталон — собака, кошка, мышь, кролик и олень). То, что в детском кино коты могут выступать в роли шуточных антагонистов («Кошки против собак»), дела не меняет — они всё равно показаны как нормальные существа, а не как монстры. Из непушистых чести быть Правильными удостоены дельфины, из немлекопитающих — утки, цыплята и попугаи.

Исключений немного: 1) крысы (без комментариев); 2) волки (вовсе не потому, что кусаются сами по себе, а потому, что их клинически подозревают в оборотничестве); 3) летучие мыши (исключительно в силу предрассудков). Между прочим, это одна из немногих удачных шуток в тупом во всех отношениях фильме «Эйс Вентура»: бедный Хороший Парень (натурально, темноволосый и гладко выбритый — см.) привык спасать зайчиков и потому приходит в полный шок, когда ему приходится спасать летучую мышь-альбиноса.

Медведям почему-то не везёт по части злодейских ролей(самый известный фильм про злого медведя — «Гризли» 1976 г. — независимый, хоть и снят по лекалам «Челюстей»). Ещё больше не везёт крупным кошачьим — они, по-моему, встречаются только в старых малобюджетках.

В основном же в число Неправильных Животных входят:

1) непушистые немлекопитающие (змеи, крокодилы, акулы, пираньи, пауки и т. д.);

2) мутанты, появившиеся в результате лабораторных экспериментов;

3) доисторические и/ или неизвестные науке существа, сохранившиеся в труднодоступных местах (чаще всего под землёй);

4) бывшие Правильные Животные, с которыми провели какой-либо запретный ритуал («Кладбище домашних животных»).

Хотела было добавить пункт «Космические пришельцы», но сомневаюсь, можно ли классифицировать их как животных, даже если они так выглядят. Пока оставим пришельцев в покое.

Несложно заметить, что почти во всех вариантах (кроме 1) в появлении Неправильных виноват человек. Потому что нефиг проводить научные эксперименты, нефиг лезть в тёмный лес или пещеру и нефиг оживлять покойников. Однако, как мы покажем далее, и в случае (1) человек не вполне безвинен.

И Правильные, и Неправильные Животные ведут себя на удивление разумно. Правильные всегда проявляют чудеса сообразительности, спасая Хороших Парней, и причиняют вред только злодеям (обычно незначительный и комический, вроде укуса за задницу). Неправильные, напротив, отличаются необъяснимой ненавистью к человеческому роду и преследуют людей весьма целенаправленно — даже столь примитивные существа, как акулы. В реальной жизни акула откусывает ногу и плывёт дальше, но в «Челюстях» она не может успокоиться, пока не перевернёт катер и не расправится со всей командой — и что уж вовсе невероятно, высовывается из воды на палубу и стряхивает злосчастного Квинта прямо себе в рот. Ещё более «разумны» в своей погоне за людьми динозавры из «Парка юрского периода».

Кроме того, Неправильные Животные тоже действуют моралистически. Их жертвами становятся те, кто нарушает какой-либо запрет. Начало «Челюстей» недвусмысленно сигнализирует: порядочным девушкам незачем пить в походе у костры и купаться голыми. Хотя затем в «Челюстях» появляются и невинные жертвы, триггером служит именно нарушение запрета. Интересно, что независимый «Гризли», снятый в подражание «Челюстям», не ослабляет, а усиливает мейнстримовую дидактику. Там жертвами медведя последовательно становятся: 1) две девушки, которые пошли в лес одни и не вняли предупреждениям егеря о том, что время позднее; 2) сотрудница, которая купалась топлесс в водопаде; 3) туристка, которая в момент нападения переодевается в сексапильную кофточку и красит губы. В общем, пошла плохая девочка в лес, и съели её серые волки.

Читать далее в блоге автора

Разновидности голливудских учёных:

К науке в голливудском кино отношение крайне подозрительное. Учёные там в основном бывают трёх типов:

а) Сумасшедший Гений (обязательно хочет захватить власть над миром);

б) Самовлюблённый Болван (не слушает предупреждений добрых людей и продолжает опасные эксперименты);

в) Просто Садист (гоняется за редким животным или сказочным существом, чтобы начать проводить над ним зверские опыты). Этот, впрочем, водится преимущественно в детском кино.

Самые популярные штампы голливудского кинематографа

Неважно, что в реальной жизни из трёх встречается только (б) и то не так часто, как в кино. Мифологический мир не обязан соответствовать какой-либо реальности.

Нет, конечно, в голливудской мифологии встречаются и хорошие учёные, но... Универсальное правило состоит в том, что хороший учёный — это тот, кто не делает никаких открытий. Наоборот, всячески мешает их делать другим, предупреждая об опасности, которую эти открытия могут за собой повлечь. Причём он может ни черта не понимать в предмете, насчёт коего он предупреждает, но пророчество всё равно сбывается (так, в «Парке юрского периода» в роли Кассандры выступает математик).

Природа голливудского антисциентизма любопытна. В современном мире антисциентизм (как среди его адептов, так и среди историков науки) принято объяснять разочарованием в технологическом прогрессе и страхом перед определёнными опасностями, которые он принёс — мол, Хиросима, экология, генная инженерия и всё такое. Однако это лишь современный способ легитимации антисциентизма, а не его причины. Во-первых, такие манифесты антисциентизма, как «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна», были сняты ещё в 1931 и 1935 гг. Атомной бомбы ещё не существовало, экологическая озабоченность войдёт в моду лишь в 60-х, про генную инженерию и спрашивать смешно. Нет, конечно, техногеннные катастрофы и оружие массового поражения возникли несколько раньше. Но что-то не могу припомнить, чтобы антисциентисты первой трети XX в. ставили науке в вину крушение «Титаника» и иприт первой мировой. У них были другие аргументы — про духовность всё больше.

Однако голливудский антисциентизм обладает собственной спецификой. В отличие от философского, он озабочен не гибелью духовности под натиском рационального мышления, потому что рациональной составляющей в науке не интересуется вовсе. Для голливудского антисциентизма наука — лишь осовремененное колдовство. Не случайно в американском жанровом кино имеет место не только хорроризация науки, но и онаучивание хоррора. Я Пастернака не читала фильмы про зомби не смотрю (буэшно для меня слишком), но изучение аннотаций показывает, что типичный источник зомби в фильмах — вирус, возникший в результате секретного эксперимента. Стоит ли напоминать, что в оригинальном негритянском фольклоре зомби появляются в результате колдовства? Это и есть проговорка американского кинематографа по Фрейду: наука тождественна колдовству и представляет собой вмешательство в правильно устроенный мир Бога. Впрочем, об этом говорят с экрана и прямо — от «Невесты Франкенштейна» до «Парка Юрского периода 3» (сам Спилберг всё-таки стеснялся рассуждать о Боге и предпочитал слова «природа» и «эволюция», но его преемник отыгрался).

Читать далее в блоге автора

Самые популярные штампы голливудского кинематографа

Кто обычно попадает в нехорошие истории:

Shit happens

…с кем?

1. Во-первых, с теми, кто проявляет излишнее любопытство. (См. предыдущий пост об учёных, но это касается не только учёных). Если верить голливудским фильмам, любопытство вообще самый страшный грех на свете. Вы можете ограбить банк («Маска», «День сурка»), взорвать полгорода (любой боевик), но только не читайте старинных манускриптов, не раскапывайте древних гробниц, не проводите научных опытов по физике и биологии, не суйтесь в дома с привидениями, не ходите в походы и не спускайтесь в подземные пещеры. Один из наиболее прямолинейных случаев — первый «Спуск», который просто в голову зрителю вколачивает, что незачем порядочным замужним дамам сплавляться на байдарках, а надо сидеть дома с мужем и детьми (ведь с байдарки всё и началось).

Впрочем, если цель рискованной экспедиции не любопытство, а квест за артефактом, долженствующим Спасти Мир, то оценка меняется на 180 градусов. Тут уже можно залезть куда угодно, стырить и распатронить что угодно — Высокая Цель оправдывает. И всё кончается хорошо.

2. Ещё шит случается со скептиками. Закон голливудского кино гласит: «Скептик всегда неправ». Тот, кто упорно настаивает, что оборотней не существует, что эксперименты с динозаврами безопасны, что в доме привидений нет и т. д. — обязательно будет съеден одним из первых. Или получит по мозгам так, что тут же изменит свою точку зрения.

3. Наконец, это происходит с теми, кто нарушает некие неписаные правила поведения добропорядочного гражданина. Конечно, всем сразу вспомнится фильм «Семь», но там лишь проговорено вслух то, что служит основой многих других фильмов. Кто чаще всего становится жертвой чудовищ или маньяков? Девушки, которые купаются голыми, или парочки, которые трахаются в машине. (Этот тренд сознательно спародирован в «Человеческой многоножке-2», которая может быть прочитана как карикатура европейца на американский хоррор: почти все жертвы маньяка подчёркнуто девиантны и неприятны. Там вообще много интересного, для тех, кто может выдержать два часа кровавого трэша).

В детских фильмах к этой категории относятся лица, не любящие животных. Пушистые собачки и енотики расправляются с такими людьми с изрядным садизмом, хоть и не съедают их насмерть, как чудовища во взрослых хоррорах. См. «101 далматинец», «Мышиная охота» и пр. Структурное сходство детских фильмов и хорроров — вообще отдельная и очень занятная тема, которую обсуждать здесь нет места (например, «Один дома» — инверсия фильмов о домах с привидениями, где функцию привидения, наказывающего за вторжение, исполняет вполне живой малютка, и предполагается, что сочувствие зрителя на его стороне, а не на стороне жертв).

Читать далее в блоге автора

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.