Самый страшный киносеанс в истории: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»

«Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» настолько всех шокировало, что даже исследователи кино с перепугу ошибочно посчитали его первым фильмом братьев Люмьер. А через привлечение друзей в качестве актеров снова возникла путаница, и «Прибытие поезда» время от времени пытаются окрестить «первой постановочной картиной». Однако мы уже знаем, что и это не так. К тому же, самый короткий в истории фильм ужасов стал тем случаем, когда фактические ошибки исправить значительно легче, чем поколебать произведенное на зрителей впечатление.

«Прибытие поезда в Ла Сьота» сразу отсылает нас к родства природы кино и сновидений, ведь страх в фильме тождественен ночным кошмарам. Зритель сидит на месте и с ужасом наблюдает, как на него несется поезд. Он не может пошевелиться и только в последний момент «просыпается» — понимает, что это иллюзия. Получив опыт «смерти», зритель переоценивает не только свое эмоциональное отношение к продукту, но и хочет повторить попытку. А безопасность такого опыта, в которой аудитория уже убедилась, требует расширения впечатлений, лучшего их понимания.

Самый страшный киносеанс в истории: «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»

Для первых зрителей, внимательно наблюдали за происходящим на экране, поезд несся на них, вовсе не казался нематериальным. Они скорее поверили в реальность железнодорожного подвижного состава, чем в его заснятую копию. Братья Люмьер вполне этому способствовали, умело выбрав ракурс (оператор находится на перроне вместе с другими пассажирами, поэтому поезд двигался зрителей так же, как его привыкли видеть в реальной жизни) и непреднамеренное использовав прием «уничтожения четвертой стены».

Четвертая стена — это экран, который замечают зрители, но не персонажи, которые находятся по другую его сторону. Уничтожение стены может как интегрировать зрителя в мир фильма (например, в случае с поездом), так и наоборот — подчеркнуть условность киношного мира (этим в свое время воспользовались немало выдающихся режиссеров Жан-Люк Годар, Вуди Аллен, Михаэль Ханеке и т.д.). В массовом кино популярные компромиссные варианты: гарпуны с «Безумный Макс: Дорога ярости», летящих прямо в зал, или щит Капитана Америка в любом марвеливському фильме с его участием.

Если вам покажется, что и этих магистральных достижений для молодого киноискусства уже было достаточно, то братья Люмьер, очевидно, так не думали. Именно в «Прибытие поезда» люди впервые были сняты общим, средним и крупным планами: хотя камера оставалась статичной, герои фильма двигались, что создало необходимый эффект. Картина стала наглядным пособием механизма перспективы, и это заставляло пионеров кинематографа снимать свои версии «Прибытие поезда» — так и появился первый туристический киносюжет. Уже в 1901 году Роберт В. Поль иронизировал над зрителями, что испугались «Прибытие поезда в Ла Сьота». Однако теперь страх царил на экране, а не в зале — и, конечно, был притворным.

Видео. Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота (1896)

3 Комментарии

  1. Хороший пост, приятный стиль написания… Удачи Вашему блогу! (Во втором абзаце – вводное слово)

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.