В современном мире все перемешано настолько, что Хэллоуин, со всеми его демонами, не оставляет нас теперь круглый год. Доказательством этому может служить тот факт, что пугать зрителей теперь принято не только хоррорами – фантастика, приключения, драмы и даже мультфильмы порой могут довести до дрожи в коленях.
Мы вместе с порталом Film.ru вспомнили чертову дюжину примеров того, какими страшными могут быть даже те фильмы, которыми авторы зрителей пугать не собирались.
Лодочное путешествие – «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971)
Часто, лишь став взрослыми, мы понимаем, насколько в действительности ужасными являются детская литература и кино: вспомните страшные сказки братьев Гримм или доводящие до слез мультики, а многие детские фильмы и сегодня без содрогания пересматривать нельзя. Возьмем хотя бы яркую историю Вилли Вонки, снятую в начале 1970-х Мэлом Стюартом, – это же какой-то концентрат безумия! Титульный герой фильма – настоящий психопат, скрывающийся за улыбкой и сладостями. Психоделическая сцена путешествия героев по шоколадной реке и сегодня приводит в трепет – гости Вонки погружаются на небольшое суденышко и отправляются на импровизированную экскурсию, заканчивающуюся в жутком тоннеле. Внутри персонажей ждут призраки, монстры и поющий Вилли Вонка с мертвецким лицом. Жуть!
Лошадиная голова в постели – «Крестный отец» (1972)
Одного только упоминания имени Дона Вито Корлеоне обычно было достаточно для того, чтобы его враги приходили в шок и трепет. На тех же, кто не считает себя противником мафиозного босса, порой приходилось воздействовать самыми изощренными способами. Первый фильм трилогии «Крестный отец» многим запомнился шокирующей сценой пробуждения Джека Вольтца. Еще нежась под покрывалом, он обнаруживает кровь на своих руках, заглядывает под одеяло, чтобы увидеть целое море крови и в финале отрезанную голову своего призового скакуна! Сдержать крик невозможно. Ужас сцены кроется не только в жестокости «Крестного отца», но и в том, насколько беззащитны все перед его вездесущей персоной.
Призраки ковчега – «В поисках утраченного ковчега» (1981)
Если в детстве вы хоть раз посмотрели финальную сцену первого фильма о приключениях Индианы Джонса, то теперь вы наверняка, следуя мудрому совету главного героя, последние десять минут проводите перед экраном зажмурившись. Титульный ковчег хранит множество тайн, и побороться за него Инди пришлось преизрядно, но самым страшным открытием в этих поисках стала подсказка о неминуемом наказании того, кто вскроет защитные печати. Против призраков, охраняющих древний артефакт, оказалась бессильна немецкая армия, сгоревшая в пламени возмездия, словно восковые свечи. Не хотите, чтобы ваши дети становились археологами? Смело включайте им эту сцену на повторе еще и еще – они и близко к лопате больше не подойдут.
Появление Боба – «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992)
Мастер создавать ярких персонажей, Дэвид Линч подарил миру одного из самых жутких героев эпохи 1990-х – убийцу Боба. Причем если сериал «Твин Пикс» был переполнен леденящими душу сценами, то приквел «Сквозь огонь» был относительно деликатен. Поклонники телешоу, конечно, знали, что в определенный момент Боб появится, но даже для них его первое появление оказалось будоражащим – в ванильно-розовой комнатке Лоры Палмер за грудой салфеточек, покрывалец, подушечек и тряпочек скрывается настоящее неудержимое зло, ужас из преисподней, сковывающий движения одним своим видом.
Знакомство с тираннозавром – «Парк Юрского периода» (1993)
За прошедшие с момента выхода в прокат «Парка Юрского периода» двадцать лет мы видели на экране уже столько тираннозавров, что напугать нас чем-то доисторическим уже невероятно сложно (доказательство тому – «Мир Юрского периода», скорее аттракцион, чем приключение, заставляющее биться сердце сильнее). Однако свою первую экранную встречу с гигантским ящером вы наверняка помните до сих пор – ночь, дождь, экскурсионные машины остановились, части кровавой козлиной туши падают на автомобиль Лекс и Тима, разглядывающих воду в стаканах. И тут появляется Он – прекрасный и ужасающий одновременно.
Лень – «Семь» (1995)
Хотя Дэвид Финчер и не снимал фильм ужасов, его «Семь» стал вехой в индустрии и образцом для многих хорроров. В картине достаточно пугающих сцен, начиная от открывающих титров и заканчивая финальной тайной коробки, но ключевым эпизодом, который заставил всех зрителей подпрыгнуть в своем кресле, несомненно, является встреча с «ленью», одним из семи грехов, который явил миру персонаж Кевина Спейси. Герои Питта и Фримана обнаруживают грязную, вонючую квартиру с гниющим трупом, место преступления вызывает тошноту, но это лишь аперитив к основному блюду – разлагающийся труп шевелится. Шокирующее откровение – пострадавший ждет голодной смерти.
Ребенок на потолке – «На игле» (1995)
Сложно представить себе фильм, который вызывал бы столь сильное отвращение к наркотикам, как «На игле» Дэнни Бойла. Ужасы героиновой зависимости в нем описываются не только на примере жутких условий жизни наркоманов, не грязью, болезнями и умственными расстройствами, сопровождающими пагубную страсть. Даже наркотические приходы, цель всех этих смертоносных инъекций, превращены в этом фильме в ужасные трипы в страну кошмаров. Даже если вы смогли с достоинством выдержать просмотр сцены с погружением в самый грязный туалет Шотландии, то встреча Рэнтона с призраком ребенка во время ломки гарантированно ужаснет вас. Крик дитя не дает покоя прикованному к постели герою, сам ребенок ползет по потолку в сторону персонажа МакГрегора, чтобы в определенный момент в стиле «Изгоняющего дьявола» вывернуть голову в сатанинской усмешке.
Шоковая терапия – «Реквием по мечте» (2000)
Куда более широким по охвату аудитории оказался «Реквием по мечте» Даррена Ароновски – здесь в пух и прах разбиты не только героиновые наркоманы, но и зомбированные поклонники телевизионных шоу. К финалу картины все четыре главных героя оказались в плену своих слабостей, и этот плен чреват потерей части своего «я». Сара отправляется в психушку, Гарри теряет часть тела, Марион лишается последнего достоинства, а Тайрон – свободы. Финальная сцена, в которой персонажи оказываются бессильны перед своими пороками, пугает посильнее любого ужастика, кровь, безумие, насилие и безнадега – после такого не то что к шприцу не хочется тянуться, но даже и к телевизионному пульту.
Бильбо – «Властелин Колец: Братство Кольца» (2001)
Экранизации Толкиена у нас принято считать «детскими сказочками», хотя фильмы Питера Джексона всегда имели в прокате не самые легкомысленные рейтинги: 12+ в России и PG-13 за океаном. Режиссер страховался не зря, фильмы о хоббитах и кольце полны действительно пугающих сцен и героев, взять хотя бы Некроманта и черных всадников. Но есть в первом фильме франшизы такая сцена, которая, при всем ее ужасе, наверняка заставила вас схватить пульт и немедленно запустить повтор – это ужасающий секундный порыв Бильбо, не желающего расставаться с его «прелестью». Милейший старичок, теплым и ласковым голосом убеждающий Фродо в том, что тот сможет справиться с любыми вызовами, на мгновение превращается в монстра.
Завтрак в дайнере – «Малхолланд Драйв» (2001)
«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча – настолько сюрреалистичная картина, что с обычными жанровыми мерками подходить к ней не стоит. Это драма, это нуар, это триллер, хоррор подходит к описанию этого фильма в последнюю очередь, но тем не менее одна действительно пробирающая до костей сцена в фильме есть – это завтрак двух детективов в дайнере. Под ласковым утренним калифорнийским солнцем Дэн рассказывает Хербу о виденном им ночью во сне кошмаре. Ближе к финалу своего рассказа Дэн понимает, что он не просто пересказывает пережитый ужас, он вместе с компаньоном находится внутри него – вот Херб расплачивается с официанткой, вот они покидают дайнер, оставив недоеденные завтраки, вот они огибают здание и подходят к углу стены. Эти пара кадров, во время которых зрители вместе с героями ожидают появления монстра, могут действительно свести с ума. И они по-настоящему пугают. До смерти.
Обед Бледного человека – «Лабиринт Фавна» (2006)
Свою страсть к хоррорам Гильермо Дель Торо никогда особенно не прятал, элементы фильмов ужасов проявляются у него в каждой картине, даже если он пытается делать взрослое сказочное фэнтези, зрители должны быть готовы к пронизывающему холоду «ужастика». Драматический «Лабиринт Фавна», в котором правда переплетается с вымыслом и фантазиями, полон пугающих эпизодов, но сцена обеда Бледного человека – это настоящий апофеоз кошмара. Офелия должна проникнуть в жилище слепого монстра и похитить кинжал, единственное условие – не касаться яств на столе, это разбудит спящее чудовище. Каждую секунду напряженной сцены зрители вместе с девочкой следят за недвижимым существом, ожидая его пробуждения. И оно непременно случится.
Угроза Джокера – «Темный рыцарь» (2008)
Трилогия о Темном рыцаре Кристофера Нолана, безусловно, адресована взрослому зрителю, детям на ее просмотре делать нечего. Соответственно, и приемы режиссер использует совсем не детские – его монстры должны пугать не каким-то страшным обличием, обилием крови или смертоносным оружием. Зло Готэма проникает внутрь героев, оно находит слабые места внутри человека, питается его страхами и нежеланием покидать привычный комфортный мирок. Самым пугающим в «Бэтмен. Начало» можно было назвать первое появление Пугала, но Джокер Хита Лэджера побил прошлых злодеев беспощадно и бесповоротно. Видеозапись угрозы Джокера Бэтману, которую крутит в фильме новостной канал, действительно пробирает до костей – это безумие в чистом виде, неуправляемая энергия хаоса, способная снести все на своем пути. Защититься от нее невозможно, смерть может коснуться любого.
Мусоросжигатель – «История игрушек 3» (2010)
Студия Pixar обычно очень трепетно относится к чувствам своих юных зрителей. Безусловно, ее фильмы всегда содержат трогательные сцены, которые невозможно смотреть без слез, но от всего пугающего создатели анимации стараются держаться подальше, ведь ее зрители – дети всех возрастов. Но в любом правиле есть исключение – для Pixar это «История игрушек 3». Сцена с мусоросжигателем может напугать не только ребенка, но и пришедшего с ним в кинотеатр родителя – пламя и неизбежная гибель ждут главных героев после предательства Лотсо. Апофеозом безнадеги становится эпизод, в котором даже неутомимый Базз склоняется перед судьбой и просто берет Джесси за руку – на этом месте вы уже просто не можете удержать слез и учащенного от страха сердцебиения.
Источник: www.film.ru
Отправить ответ